Сегодня и вчера
Ларец-ковчег для хранения грамоты об утверждении на царство Ивана IV
Произведение прикладного искусства «Ларец-ковчег для хранения грамоты об утверждении на царство Ивана IV» Автор:
Солнцев Федор Григорьевич


Техника:
Бронза, литье, золочение, серебрение, чеканка.
Время создания:
1852
Местонахождение:
Государственный Исторический музей
Смотреть полностью
Примечание:
Один из семи ларцов-сейфов, предназначенных для хранения древнейших и наиболее важных государственных актов, договорных грамот, царских писем и других документов. Ларцы выполнены по проектам Ф.Г.Солнцева в 1852-1858 гг. для Государственного древлехранилища хартий, рукописей и печатей, созданного в 1851 г. в качестве отделения Оружейной палаты для хранения «актов истинно государственных».

Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892), живописец и археолог. Занимался исследованием и зарисовкой памятников старины в различных городах России (Новгороде, Рязани, Торжке и др.). В Москве работал в Оружейной палате, Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах, занимался восстановлением древних царских теремов в Кремле, участвовал в строительстве Большого Кремлевского Дворца. С 1843 г. работал в Киево-Печерской лавре и на восстановлении Софийского Собора в Киеве.

Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою



Соборная грамота духовенства православной восточной церкви, утверждающая сан царя за Великим Князем Иоанном IV Васильевичем, 1561 года. — М., 1850.С.1.

Хотя иностранные Государи в грамотах своих очень часто давали Русским Великим Князьям титул Царя, хотя Иоанн III, во внешних сношениях своих с Европейскими Государями и с Азиатскими Владетелями именовал уже себя Царем и венчал на Царство внука своего Димитрия; однако Государи Русские постоянно начали именоваться Царями в актах и внешних и внутренних только с того времени, как Православная наша Церковь, в лице всего собора Русского духовенства и первосвятителя своего , Митрополита Макария, благословила на Царство Великого Князя Иоанна IV Васильевича.

По свидетельству отечественных источников, Иоанн, достигнув 17-летнего возраста, пожелал венчаться на Царство. Для этого он совещался с Митрополитом Макарием, который и одобрил его намерение. Торжественное венчание происходило в Московском Успенском соборе 16-го Генваря 1547 года. Летописец говорит при этом, что Иоанн IV был венчан на Царство «преосвященным Макарием Митрополитом всеа Русии и Архиепископы и Епископы и Архимандриты и всем освященным собором Русския Митрополии прародителя его венчанием Царя и Великого Князя Владимера Мономаха животворящим крестом и Царским венцемь и диадимою, еже древле тем животворящим крестомь и Царскимь венцемь и диадимою венчан бысть на Царство Русское прародитель его Князь Великий Владимер, наречен ее Царской порфире Мономах, от святейшаго Митрополита Ефесскаго кир Неофита, по благословению Патриарха Цареградскаго и по молению Греческаго Царя Константина Мономаха». По совершении обряда венчания , Митрополит здравствовал Царя: «Божиею милостию, радуйся и здравствуй, Царю Иване, всеа Русии Самодержец, на многа лета. И поклонися Царю Митрополит, и потом Архиепископы и Епископы, и весь собор поклонишася и здравствоваша Великого Царя; и боляре здравствоваша Великого Самодержца».

Так принял Иоанн Васильевич торжественное благословение на Царство от освященного собора Русской Церкви. Но, благоговея пред всегдашним духовным единением нашим с Православною Греко-Восточною Церковью и помня примеры прежних Русских Князей, которые, приняв Христианскую веру от Греческой Церкви и утвердив ее в своем отечестве , издревле привыкли обращаться во всех важных государственных и церковных делах к Патриарху Цареградскому, Царь отправил посольство к тогдашнему Патриарху Иоасафу, испрашивая благословения на свое Царское достоинство и от Православной Церкви Восточной.

Патриарх созвал духовный собор, чтобы предложить ему о желании Русскаго Государя. На его призыв явились Митрополиты Кесарийский и Кападокийский Макарий, Анкирский Герасим, Ираклийский Кирилл, Ефесский Лука, Никейский Кирилл, Филадельфийский Гавриил, Селунский Феона, Адрианопольский Арсений , Евгрипский и Кизицкий Иоасаф, Писидийский Веньямин, Иконийский Василий, Никомидийский Дионисий, Халкидонский Евфимий, Амасийский Геннадий, Видинский Неофит, Прузский Григорий, Гануский Феофан, Святыя горы Давид, Зихненский Каллист, Монемвасийский Иеремия, Христианопольский Мартирий, Афинский Каллист, Коринфский Софроний, Фивейский Иоасаф, Ларисский Неофит , Неопатрский Максим, Наупактский и Артакский Гавриил, Палеопатрский Герман, Филипопольский Арсений, Демониский Дорофей, Анхиольский Акакий , Терновский Иоаким , и Епископы : Кипрский Дамаскин, Сербский Макарий, Полианский Евпл, Алассонский Иоасаф.

Иерархи Православной Восточной Церкви единогласно положили благословить Русского Великого Князя Иоанна Васильевича на Царство, утвердив его особенною грамотою Царем законно и церковно, по свидетельству самого собора. Грамота эта, за подписью всех Святителей, присутствовавших на соборе, изготовлена в 1561 году. Побудительной причиной, по которой собор и Патриарх благословляют Иоанна Васильевича на Царство, в грамоте приведены не только доблести его и заботы о Церкви, но также его Царское происхождение от Греческой Царевны Анны, сестры Византийского Императора Василия, и Царское венчание одного из предков Иоанна, Великого Князя Владимира, Митрополитом Ефесским и Патриархом Антиохийским, которые были нарочно для того отправлены Императором Византийским Константином Мономахом.





Строго говоря, из всех богов русских непоколебимо может вывести критику только один Перун
Посягательство против общественной безопасности, колеблющее порядок управления и состоящее в заведомом и умышленном принятии участия в скопище…
Из того, что бывают тайные общества вредные, никак не можно с благоразумием заключить, чтоб не могли быть и полезные
Преимущества такого способа обеспечения Членов Императорской Фамилии ярко выступают наружу при сравнении его с принятыми в этом отношении порядками в других государствах
Турки начали было преследование, но грозный строй нашей пехоты заставил их укрыться в укреплении
Она пришла издалека только за тем чтобы выгнать из сестры пытливого духа
Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую-либо излишнюю вольность
Хотя каждый Приказ имел свой определенный предмет занятий, но правильного разграничения между предметами одного Приказа и другого не было
Нельзя было ожидать сильного сопротивления со стороны Турок на Дунае
Прежде, нежели б могло последовать нашествие варваров, сии домашние люди, подстрекаемые буйными умами, все разграбят, разорят, опустошат



Библиотека Энциклопедия Проекты Исторические галереи
Алфавитный каталог Тематический каталог Энциклопедии и словари Новое в библиотеке Наши рекомендации Журнальный зал Атласы
Политическая история исламского мира Военная история России Русская философия Российский архив Лекционный зал Карты и атласы Русская фотография Историческая иллюстрация
О проекте Использование материалов сайта Помощь Контакты Сообщить об ошибке
Проект «РУНИВЕРС» реализуется
при поддержке компании Транснефть.